Дроздов Д.С., Корчагина А.П., Костенко В.Ю. Психометрический анализ русскоязычной версии краткой формы Теста ситуационного понимания эмоций (STEU-B)
Данила С. Дроздов, аспирант Аспирантской школы по психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; ORCID: https://orcid.org/0009-0007-2940-813X; Drozdov.D.S@hse.ru
Анастасия П. Корчагина, аспирант Аспирантской школы по психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9239-7890; apkorchagina@hse.ru
Василий Ю. Костенко, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5612-3857; vkostenko@hse.ru
Методики измерения показателей эмоционального интеллекта в России являются преимущественно самоотчетными, за исключением Теста эмоционального интеллекта MSCEIT, адаптированного Сергиенко с коллегами в 2019 г. Однако, измерение эмоционального интеллекта различными инструментами может свидетельствовать о том, что теоретический конструкт существует независимо от одного теста. Данная статья посвящена адаптации краткой версии Теста ситуационного понимания эмоций (Situational Test of Emotional Understanding – brief) на русский язык. Тест был разработан на основе четырехветвенной модели эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо и позволяет оценить компетенции индивида в контексте способностей к пониманию эмоций и того, как эмоциональная ситуация может разворачиваться во времени (третья ветвь). Стимульный материал теста представляет собой 19 вопросов с верными и неверными вариантами ответа.
Психометрический анализ теста STEU-B был проведен на русскоговорящей выборке экономически активного населения из 282 респондентов, в том числе 50,7% (143) женщин, в возрасте от 20 до 75 лет (M = 43,0, SD = 9,94). Помимо самого теста в исследовании также использовались следующие методики: Опросник EQR (Emotion Regulation Questionnaire), Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн и Торонтская шкала алекситимии.
Результаты конфирматорного факторного анализа подтвердили однофакторную структуру теста. Анализ надежности с помощью трехпараметрической модели современной теории тестирования (3PL IRT) показал приемлемые значения: 0,62. 3PL IRT модель позволила подтвердить соответствие теоретической модели данным и оценить следующие параметры теста: трудность, дискриминация и угадывание. Корреляционный анализ показал отсутствие значимых связей STEU-B с другими методиками, за исключением значимой отрицательной связи с подшкалой внешне-ориентированного мышления Торонтской шкалы алекситимии, что соответствовало данным предыдущих исследований теста. Значимое различие в средних баллах по тесту у женщин и мужчин свидетельствовало в пользу дифференциальной валидности теста.
Краткая форма Теста Ситуационного понимания эмоций показала себя психометрически состоятельной. Результаты свидетельствуют о том, что тест STEU-B может использоваться в исследованиях, где существует необходимость в сокращении времени тестирования, или где эмоциональный интеллект не является центральным конструктом. Однако в дальнейших исследованиях необходимо исследовать параметры теста на больших выборках и изучить связь STEU-B с другими тестами эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, тест ситуационного понимания эмоций, алекситимия, современная теория тестирования, саморегуляция, развитие личности
Для цитирования: Дроздов, Д.С., Корчагина, А.П., Костенко, В.Ю. Психометрический анализ русскоязычной версии краткой формы Теста ситуационного понимания эмоций (STEU-B) // Новые психологические исследования. 2025. № 2. С. 67–87. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_02_04
Благодарность
Публикация подготовлена в ходе проведения исследования № 24-00-046 «Доказательный подход к развитию личности: возможности и ограничения» в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)».
Ключевые слова: эмоциональный интеллект тест ситуационного понимания эмоций алекситимия современная теория тестирования саморегуляция развитие личности
Поступила в редакцию: 30 июня 2025
Дата публикации: 30 июня 2025 г