Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Гребенникова О.В. Проблема удовлетворенности жизнью в контексте социализации подростков поколения Z и поколения Альфа

Ольга В. Гребенникова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Психологический институт, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; grebennikova577@mail.ru

В контексте подросткового возраста, характеризующегося активным формированием социальных связей и познанием себя, удовлетворенность жизнью приобретает особую значимость. Она делает подростка более открытым и общительным, помогает строить здоровые отношения и мотивирует на самосовершенствование. Чувствуя себя хорошо, он активно включается в учебно-познавательный процесс, успешно адаптируется к взрослой жизни.

Целью настоящего исследования стало изучение взаимосвязи удовлетворенности жизнью с удовлетворенностью школьной жизнью, самоконтролем общения и наличием друзей у подростков поколения Z и поколения Альфа. 

В качестве эмпирических методов были использованы: шкала удовлетворённости жизнью (сокр. ШУДЖ, англ. Satisfaction With Life Scale, сокр SWLS) – краткий скрининговый самоопросник, предназначенный для опросов респондентов о степени субъективной удовлетворённости их жизнью. Предложена Э. Динером, Р.А. Эммонсом, Р. Дж. Ларсеном и Ш. Гриффином в 1985 году, адаптирована и валидизирована Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным в 2003 году на русском языке; методика «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью» (в адаптации Аксеновой Л.И.); методика диагностики оценки самоконтроля общения М. Снайдера; дополнительный опрос о наличии или отсутствии у подростков друзей (авторское). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы SPSS 26 с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции r-Спирмена, описательной статистики и дисперсионного анализа с поправкой Bonferroni. В исследовании приняли участие 200 респондентов (n = 200) в возрасте от 12 до 18 лет, из них 100 человек составили подростки 15–18 лет (поколение Z) и 100 человек подростки 12–14 лет (поколение Альфа), обучающиеся в общеобразовательных школах г. Москвы СЗАО и ЮЗАО.

Результаты показали, что удовлетворенность жизнью, удовлетворенность школьной жизнью и коммуникативный контроль выше у подростков поколения Z, чем у подростков поколения Альфа. 

Исследование подтверждает, что у подростков поколения Z чем выше шкала удовлетворенности жизнью, тем выше удовлетворенность школьной жизнью, коммуникативный контроль и потребность расширения дружеских контактов. У подростков поколения Альфа удовлетворенность жизнью положительно коррелирует только с удовлетворенностью школьной жизнью. Подростки обоих поколений больше удовлетворены жизнью при наличии друзей, чем при их отсутствии, что указывает на ярко выраженную возрастно-психологическую особенность.

 

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, социализация, подростки, поколение Z, поколение Альфа, сверстники, коммуникативный контроль

 

Для цитирования: Гребенникова, О.В. Проблема удовлетворенности жизнью в контексте социализации подростков поколения Z и поколения Альфа // Новые психологические исследования. 2025. № 2. С. 109–129. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_02_06

 

Благодарность

Исследование выполнено в рамках госзадания FNRE-2024-0016 «Психологические эффекты цифровизации образовательной среды: возможности когнитивного и личностного развития и риски социализации».

 

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью социализация подростки поколение Z поколение Альфа сверстники коммуникативный контроль

Поступила в редакцию: 30 июня 2025

Дата публикации: 30 июня 2025 г

Скачать статью